Магистратура. 38.04.01 «Экономика» (Экономика спорта и спортивный маркетинг)
Магистерская программа «Экономика спорта и спортивный маркетинг»
Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика».
Форма обучения: заочная.
Срок обучения: 2 года 3 месяца.
Язык обучения – русский.
Квалификация – магистр экономики.
Научным руководителем магистерской программы является член немецкой ассоциации спортивных экономистов и менеджеров с 2005 года, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Литвин Андрей Викторович.
Контакты выпускающей кафедры:
Кафедра экономики, тел. 916-061
E-mail: Litvin-Andrey@mail.ru
Краткое описание программы:
Спорт - важная сфера экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Спорт является одной из составляющих национальной идеи, способствует единению людей, воспитанию патриотизма у молодого поколения, именно поэтому он стал одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации свидетельствуют о том, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные сферы деятельности даже за рубежом. Сегодня все кардинально изменилось. С одной стороны, в спорте стало возможным зарабатывать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, а с другой, традиционные ресурсы спорта становятся все более и более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорту требуются не только в профессиональные спортсмены и тренеры, но и профессиональные экономисты-управленцы. Спорт нуждается в таких подготовленных людях, которые смогли бы, например, рассчитать стоимость строительства спортивного объекта или проведения крупного соревнования, обосновать экономический эффект и целесообразность реализации таких инвестиционных проектов. Для этого необходимы не отрывочные знания по экономике, финансам, маркетингу, а основательные, причем с учетом имеющихся особенностей конкретного вида спорта, возможностей спортивной индустрии, исторических и культурных традиций региона, ряда других факторов.
Современный спорт - это значительно большее, чем стоящие в центре внимания события с рекордами, победами и медалями. Грамотное решение вопросов экономики и управления спортом в профессиональной, коммерческой, любительской или любой другой составляющей требует разработки новых методик, а также специалистов соответствующей квалификации.
За 17 лет исследований по данной тематике опубликовано более 70 научных и учебно-методических работ, в том числе: 19 статей в изданиях входящих в перечень ВАК, 5 монографий (из них 2 в Германии). Результаты докладывались на международных конгрессах и конференциях в Германии, Японии, Дании, Швейцарии. В настоящий момент совместно с Университетом им. Ф.Шиллера (Германия) ведутся научные исследования по оценке социальной и экономической эффективности инвестиций в спорт на основе концепции SROI. Поданы заявки на получение совместных международных грантов.
Основные публикации:
- Спортивно-оздоровительный детско-юношеский туризм в условиях ресурсных ограничений: опыт Удмуртской Республики// Детский и юношеский туризм на сельских территориях (монография). – СПбГЭУ. - 2015. – С.87-99.
- Оценка эффективности социальных инвестиций: основы, функции, состояние исследований// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. - №5. – С. 133-135. (индексация ВАК)
Цель программы
Данная междисциплинарная прикладная магистерская программа имеет главной целью подготовку экономистов для успешной деятельности в региональных органах власти, администрациях городских и сельских поселений, учреждениях, организациях и предприятиях различных форм собственности сферы физической культуры и спорта (ФКиС):
- обладающих пониманием процесса оптимизации принятия решений об использовании ресурсов с учетом имеющихся особенностей, формирования спроса на производственные ресурсы ФКиС и их предложения, специфики ценообразования на спортивные услуги, инвестиционных и инновационных проектах в спортивной сфере;
- способных анализировать и прогнозировать развитие ФКиС с использованием современных количественных и качественных методов, поведение действующих экономических агентов спорта с учетом текущей ситуации;
- готовых проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
- способных разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности;
- умеющих применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования.
Потребность и специфика рынка труда
Переход на территориальный принцип управления еще больше усилил проблему ресурсного обеспечения ФКиС. Бюджетное финансирование почти всех социально-ориентированных сфер народного хозяйства недостаточно и вряд ли будет увеличено в ближайшие годы. В этих условиях доказывать приоритетность «спортивных программ» по сравнению с аналогичными проектами в других областях, например, культуре, образовании, медицине становится еще сложнее, а вопросы повышения эффективности управления ФКиС и рационального использования ресурсов приобретают первостепенное значение. Для этого требуется создание принципиально новых типов управленческих структур. В их обязанности будут входить не только перераспределение бюджетных средств или других финансовых потоков, но и сбор информации, ее анализ, принятие на этой основе наилучших управленческих решений, планирование и прогнозирование развития всего спортивного комплекса с учетом потенциала территории (демографического, природно-ресурсного, научного, инфраструктурного). Однако это невозможно сделать без соответствующей переподготовки имеющегося персонала, либо целевой подготовки специалистов по экономике спорта.
Магистерская программа «Экономика спорта и спортивный маркетинг» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, как из числа недавних студентов-бакалавров, решивших продолжить свое обучение, так и уже работающих в сфере спорта сотрудников.
Основные дисциплины программы
- Экономика социальной сферы
- Спортивное право
- Государственное и муниципальное управление спортом
- Организация и проведение научных исследований
- Рынок труда в спорте
- Экономика некоммерческих организаций и учреждений
- Экономика и управление спортивными сооружениями
- PR и реклама в спорте
- Экономика спортивного мегасобытия
- Спортивное спонсорство
- Экономические модели и методы
- Информационные технологии в спорте
- Мерчандайзинг
- Инвестиционный анализ
- Финансовое планирование и бюджетирование в сфере спорта
Возможные места практик и трудоустройства выпускников
Область профессиональной деятельности магистров профиля «Экономика спорта и спортивный маркетинг»:
- региональные министерства по ФКиС
- управления, комитеты администраций муниципальных образований городских и сельских поселений;
- бюджетные учреждения и организации (СДЮШОР, ДЮСШ);
- профессиональные спортивные клубы;
- отделы по ФКиС промышленных (торговых, строительных и.т.д.) предприятий;
- прочие организации, работающие в спортивной сфере.