СлабовидящимСлабовидящим

Большие данные вокруг нас (на примере розничной аналитики)

Тема больших данных постоянно находится в центре внимания, но как практический инструмент в анализе она доступна не всем. Между тем современный уровень программного обеспечения и пользовательского оборудования позволяет применять эти технологии практически повсеместно. Сотрудники Центра анализа больших данных и цифрового моделирования УдГУ готовы проводить исследования по заказу заинтересованных компаний города и республики.

Так, в ноябре совместно со студентами экономических и цифровых направлений было проведено исследование потребительских предпочтений для одной из компаний сферы ритейла.

На этапе выявления ассоциативных правил получили –

  • {Davidoff reach silver} => {Сигареты Play Hit}
  • {Бананы,Помидоры} => {Огурцы Гладкие Россия}
  • {Перец Болгарский} => {Помидоры}
  • {Шоколад Milka 85-100г в ассортименте} => {Пакет майка}
  • {Бананы,Напитки Coca-Cola Company 2л в ассорт} => {Пакет майка}
  • {Помидоры,Хурма} => {Огурцы Гладкие Россия}
  • {Огурцы Гладкие Россия,Хурма} => {Помидоры}
  • {Помидоры} => {Огурцы Гладкие Россия}
  • {Виноград} => {Пакет майка}
  • {Огурцы Гладкие Россия,Пакет майка} => {Помидоры}
  • {Напиток безалкогольный Aquality лимонад 1.5л} => {Хлеб пшеничный 1с 0.3кг}
  • {Кукурузные палочки 140г Кузя} => {Пакет майка}
  • {Бананы,Огурцы Гладкие Россия} => {Помидоры}
  • {Огурцы Гладкие Россия} => {Помидоры}
  • {Сигареты Play Hit} => {Davidoff reach silver}
  • {Коктейль Село Зелёное Латте 200г} => {Коктейль Топтыжка в ассортименте 3,2% 500мл}
  • {Мармелад жевательный 30г Бонди} => {Пакет майка}

Далее по частоте совместных покупок товаров была построена дендрограмма:

Дендрограмма  частота совместных покупок товаров

И выполнена визуализация найденного набора правил:

Визуализация найденного набора правил

Набор правил показывает (подтверждает), например, что:

  • огурцы и помидоры покупают совместно (очевидно, для салата); иногда к набору добавляется и болгарский перец, а также фрукты,
  • часть товаров не покупают по отдельности (целенаправленно), а берут в составе более широкого набора (в этом случае требуется пакет),
  • размещение нового товара Коктейль "СЗ Латте" рядом с ходовым Коктейлем "Топтыжка" провоцирует повышенные продажи новинки.

Менеджер компании отмечает, что, воспользовавшись этими данными, будут формировать новые правила выкладки товаров, а также это поможет в составлении заявки на товар поставщикам.

Стороны отметили, что сотрудничество бизнеса и Центра анализа больших данных и цифрового моделирования УдГУ взаимовыгодно и перспективно.

По всем возникающим вопросам обращайтесь к директору Центра анализа больших данных и цифрового моделирования Лашкареву Алексею Николаевичу, allash05@list.ru.