22 ноября 2022 года в г. Ижевск Институт экономики и управления УдГУ совместно с АОУ ДПО УР «Институт развития образования» провели Международную научно-практическую конференцию «Сквозной поток создания ценности как трек развития бережливой личности» на базе Учебно-научной библиотеки им. В.А. Журавлева.
Конференция прошла в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и вошла в число мероприятий, рекомендуемых Правительством УР в соответствии с Распоряжением Правительства Удмуртской республики №982-р от 14.09.2022 «Об утверждении примерного перечня мероприятий, реализуемых ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в части реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в 2022 году».
Целью проведения международной научно-практической конференции стало определение перспективных направлений исследований сквозного потока создания ценности развития бережливой личности, выработка практических рекомендаций по его совершенствованию.
Программа Конференции включала проведение дискуссий по трем секциям:
- Секция 1. От ценности бережливого управления дошкольной образовательной организацией – к развитию бережливого мышления дошкольника;
- Секция 2. Воспитание бережливой личности – вызов современного школьного образования;
- Секция 3. Формирование бережливых компетенций и их влияние на развитие бережливой личности обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования.
В работе Конференции приняли участие более 160 человек, представляющих науку, образование, производственные предприятия РФ и иностранных государств (Республики Казахстан, Великобритании, США), реализующие образовательную и иную деятельность на принципах лин-технологий.
По итогам Пленарного заседания и по результатам работы дискуссионных секций участниками были приняты итоговые резолюции и внесены следующие предложения:
Итоги дискуссии на секции 1
От ценности бережливого управления дошкольной образовательной организацией – к развитию бережливого мышления дошкольника
Модераторы:
Кубакова Мария Анатольевна, методист отдела сопровождения образовательных проектов АОУ ДПО УР «Институт развития образования»;
Антонова Анастасия Ивановна, старший преподаватель кафедры управления и экономики образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования».
Участники секции рассмотрели актуальные вопросы применения методов и инструментов бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций и предложили следующее:
- продолжить работу по внедрению бережливого производства в деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью оптимизации процессов и существенного увеличения результативности работы;
- осуществлять дальнейший обмен информацией в части разработок и достижений в области внедрения бережливых технологий бережливого производства в систему дошкольного образования;
- усилить взаимодействие теории и практики, привлекать представителей ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» и других организаций для обеспечения возможности внедрения технологий бережливого производства в ДОУ.
Итоги дискуссии на секции 2
Воспитание бережливой личности – вызов современного школьного образования
Модераторы:
Гуща Наталия Валерьевна, проректор по учебно-методической работе АОУ ДПО УР «Институт развития образования»;
Ерофеева Нина Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор зав. базовой кафедрой управления процессами в образовании ФГБОУ ВО «УдГУ».
С учетом состоявшихся дискуссий участники секции решили:
- одобрить изменения в подходах своей работы МБОУ «Социально-экономический лицей № 45», МБОУ СОШ № 84 г.Ижевска, МБОУ СОШ № 6 г.Воткинска. Предложить расширить диссеминацию их опыта для других образовательных учреждений;
- поддержать инициативу синергетического подхода при проведении конференций по направлению воспитания бережливой личности;
- в рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», АОУ ДПО УР «Институт развития образования», информационно-методическим центром «Альтернатива» провести педагогическую конференцию по бережливым технологиям в образовании в 2023 году.
Итоги дискуссии на секции 3
Формирование бережливых компетенций и их влияние на развитие бережливой личности обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования
Модераторы секции:
Калиненко Андрей Анатольевич – руководитель Агентства организационных изменений «Активная среда» (повышение производительности труда), PhD of psychology;
Плетнева Татьяна Викторовна – к.э.н., доцент кафедры государственной службы и управления персоналом ФГБОУ ВО «УдГУ».
Участники секции обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих вопросов организации инновационного образовательного пространства, в котором важнейшим фактором развития является система партнерских отношений различных сообществ, выполняющих разные функции, но реализующих единую цель: развитие бережливой личности обучающихся по программам среднего профессионального, высшего и дополнительного образования.
Решение участников секции:
- образовательным организациям нужно использовать новые возможности, изменять подходы к своей работе и создавать уникальные модели управления, развиваясь и сотрудничая с множеством образовательных площадок для формирования бережливых компетенций выпускника;
- для воспитания и развития бережливой личности, формирования ценностей и особенностей мышления в образовательных организациях необходимо построение бережливой среды и сквозного потока развития бережливой личности, действуя на принципах взаимосвязности и сотрудничества, создавая сообщества, которые в силу своих интересов будут постоянно генерировать предложения по совершенствованию образовательной практики для достижения более качественных и востребованных обществом результатов, давая возможность гражданам страны всех возрастов продолжать обучение и получение бережливых знаний;
- необходимо определить набор компетенций, которому должен соответствовать выпускник каждого образовательного уровня, двигаясь по траектории своего бережливого развития.